Переписные листы и норма для переписчиков
Приказом Росстата от 30 марта 2015г. №141 утверждены "Основные методологические и организационные положения по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года". В документе систематизируется информация о целях и сроках проведения переписи, нормативно-правовой базе, объектах переписи и формировании списков по ним, программе переписи и методах сбора сведений об объектах, организационном и финансовом обеспечении, мероприятиях информационно-разъяснительной работы, обеспечении конфиденциальности собранных данных, принципах автоматизированной обработки материалов переписи и др.
Переписи подлежат сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан, а также садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Определены средние нормы нагрузки на лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах переписи. В среднем за период с 1 июля по 15 августа 2016 года одному переписчику необходимо будет обойти порядка 460 личных подсобных или крестьянских (фермерских) хозяйств или 644 участка на территории садоводческих или огороднических товариществ. Средняя дневная норма нагрузки – 10 личных подсобных или крестьянских (фермерских) хозяйств или 14 садовых/дачных участков граждан.
Для отдаленных и труднодоступных территорий нормы ниже: 322 личных подсобных или крестьянских (фермерских) хозяйства или 552 садовых/дачных участка при дневной норме 7 и 12 объектов соответственно.
Переписчики привлекаются на договорной основе на 65 дней. В этот срок входит также время на их обучение. В ходе переписи 2016 года будут широко использоваться современные технологии: большинство переписчиков получат для сбора сведений планшетные компьютеры, что позволит повысить скорость и точность сбора данных.
Еще одним приказом Росстата – от 30 марта 2015г. №140 – утверждены формы переписных листов по категориям объектов переписи и указания по их заполнению.
Для каждой из групп респондентов разработан свой набор вопросов. Например, в переписной лист для сельскохозяйственных организаций включены вопросы о видах экономической деятельности, руководителе организации (возраст, образование), численности, возрастном составе и уровне образования работников, характеристике земель, о посевных площадях сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, применении удобрений, поголовье сельскохозяйственных животных, реализации сельхозпродукции, наличии техники, машин и оборудования, перерабатывающих мощностей, получении и использовании кредитных средств или субсидий.
Глав крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей спросят про образование, возраст, стаж работы, год создания хозяйства, виды осуществляемой экономической деятельности, численность занятых работников, посевные площади сельхозкультур и многолетних насаждений, поголовье сельскохозяйственных животных, использование технических средств и технологий, получение и использование кредитных средств или субсидий и др.
В переписном листе для владельцев личных подсобных и других индивидуальных хозяйств содержатся вопросы о числе лиц, проживающих в домохозяйстве, привлечении наемных работников, характеристике и структуре использования земельных участков, поголовье скота, видах используемой техники, машин и оборудования, о реализации сельхозпродукции.
Переписной лист и перечень вопросов для членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений значительно короче. Этой категории респондентов необходимо будет сообщить переписчику общую площадь своего участка, площадь сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, а также рассказать о поголовье сельскохозяйственных животных, если таковые имеются.
Никаких документов показывать переписчику не нужно, это не предусмотрено. Таким образом обеспечивается полная конфиденциальность и обезличенность собираемых сведений.
В результате проведения переписи будет получена официальная статистическая информация, необходимая для оценки продовольственной безопасности страны, прогнозирования дальнейшего развития, определения мер экономического воздействия, способствующих повышению эффективности сельхозпроизводства.