В пятницу в актовом зале Думы города Тулуна прошла встреча с представителями регионального оператора по обращению с ТКО «РТ-НЭО Иркутск». На встрече присутствовали вице-мэр города Елена Абрамова, помощник мэра Ольга Юдина, начальник отдела ЖКХ Любовь Понаморева, председатель Думы города Алексей Колпаков, представители депутатского корпуса. «РТ-НЭО» представляли заместитель генерального директора Мария Гордеева, а также специалисты по работе физическими и юридическими лицами.
Встречу открыла Любовь Николаевна Понаморева, напомнив всем собравшимся, что с 2018 года вопросами вывоза и утилизации мусора на территории зоны «ЮГ», к которой относится и Тулун, министерством жилищной политики определён региональный оператор «РТ-НЭО Иркутск».
- На сегодняшний день у нас имеется 439 площадок, и более 1000 контейнеров, - отметила Л. Н. Понаморева. – Вывоз мусора осуществляется регулярно.
В целом региональный оператор справляется с поставленными задачами, но все равно у жителей периодически возникают вопросы по данной теме. Чтобы разрешить все проблемные моменты и была организована данная встреча, которая из-за сложной эпидемиологической обстановки носила закрытый характер, однако жители могли задать свои вопросы через соц.сети, либо передать своему депутату по округу.
Приветствуя собравшихся, заместитель генерального директора регионального оператора Мария Николаевна Гордеева, отметила, что несмотря на то, что так называемая «мусорная реформа» идёт уже на протяжении 2.5 лет, однако до сих пор процесс становления не завершен,некоторые вопросы ещё не урегулированы на законодательном уровне.
Большая часть беседы проходила в формате вопрос-ответ.
- Я не заключал и не подписывал договор с «РТ-НЭО Иркутск». Что можете пояснить по этому поводу?
- Постановлением Правительства РФ была установлена определённая процедура по заключению договора по обращению с ТКО. С момента утверждения тарифа Службой по тарифам Иркутской области региональный оператор должен был разместить предложение для потребителей о необходимости заключения договора и разместить типовую форму этого договора. Все это было опубликовано на официальном сайте регионального оператора и в газете «Областная». Согласно принятым правилам уже потребители должны были обратиться к региональному оператору и предоставить необходимые сведения для заключения договора. При этом существуют нормы, что если потребитель в течение 15 дней после опубликования не обратился к нам, то договор считается заключённым на основании норм публичной оферты. Такой договор не требует двухстороннего подписания.
- Где можно оплатить услуги «РТ-НЭО Иркутск» без комиссии?
- В настоящее время заключён договор с банком «ВТБ», где потребители (необязательно клиенты банка) могут оплатить услугу по обращению с ТКО без комиссии, в т.ч. наличными через банкомат.
- Почему расчёты идут по количеству квадратных метров, а не по количеству проживающих? Ведь мусорят не метры, а люди.
- Принято два способа начисления: либо исходя из площади помещения, либо исходя из количества проживающих. Изначально министерством ЖКХ было определено, что начисления будут исходить из площади. Способ начисления можно изменить. Это можно сделать путем проведения референдума, либо опроса населения. Если более 50% жителей будут согласны перейти на иную систему начисления, то будут внесены необходимые изменения. Здесь, конечно, нужно проанализировать как выгоднее будет для потребителей. Как показывает наш анализ, в многоквартирных домах выгоднее платить по квадратам, в индивидуальных жилых домах – по количеству проживающих. Если говорить в общем по городу Тулуну, то если считать по количеству проживающих, то в целом город будет платить региональному оператору в год порядка 40 млн рублей, а если по общему количеству квадратных метров, то порядка 27 млн. в год.
- Почему квитанции приходят не регулярно?
Вопросы о доставке квитанций возникают зачастую из-за отсутствия почтовых ящиков у населения частного сектора. В этом случае есть возможность оформить заявку на получение квитанций по электронной почте. Для этого необходимо написать на почту: contact@rtneo-irk.ru.
Также одной из возможных причин отсутствия доставки квитанций является отсутствие сведений у регионального оператора, необходимых для открытия лицевых счетов и формирования платежных документов (данные о собственниках объектов недвижимости, об общей площади жилого помещения, о количестве проживающих и т.п.). В таких случаях рекомендуем потребителям обратиться в адрес регионального оператора по почте (г. Иркутск, ул. Лермонтова, 337/б), по электронной почте: contact@rtneo-irk.ru, через сервис “онлайн-консультант” на официальном сайте регионального оператора https://rtneo-irk.ru/, или лично, обратившись в офис компании.
- Как перестать платить за вывоз мусора, если дом не пригоден для проживания? Как списать имеющийся уже долг по такому дому?
В случае если объекты недвижимости не эксплуатируются, то для аннулирования начислений по ним необходимо предоставить доказательства данного факта (например, акты надзорных органов о повреждении здания в результате пожара, иных факторов, письма от ресурсоснабжающих организаций об отсутствии потребления ресурсов и т.п.). Задолженность будет списана с момента прекращения использования объекта, подтвержденного указанными документами.
- Почему начислили сразу за 2 года, хотя эти первые два года баков не было и мусор самостоятельно возили на полигон?
“РТ-НЭО Иркутск” производит начисление платы за услугу всем потребителям с момента начала обслуживания населенного пункта, к вывозу ТКО с имеющихся контейнеров в г. Тулуне региональный оператор приступил с 01.01.2019, с этой даты и производится расчет платы за услугу.
В случае если информация для формирования платежных документов не была предоставлена потребителем соответствии с установленными требованиями, то региональный оператор вынужден принимать меры по получению необходимых сведений из иных источников, в том числе из базы данных Росреестра, что, учитывая большой объем информации, занимает продолжительное время, поэтому платежные документы могут прийти позже.
Региональный оператор может осуществить перерасчет платы за услугу в случае самостоятельной доставки потребителем ТКО на объект размещения отходов, несмотря на то, что действующим законодательством РФ в сфере обращения с ТКО не предусмотрена возможность потребителям самостоятельно осуществлять такие действия.
Такой перерасчет возможен при соблюдении следующих условий:
• наличие договора с перевозчиком о доставке ТКО к объекту размещения отходов (полигону);
• справка организации, осуществляющей эксплуатацию полигона, подтверждающая факт и объем размещения ТКО;
• квитанции о размещении ТКО на полигоне.
- Как вывозить крупногабаритные отходы? Те что не помещаются в контейнеры? Простые люди не будут платить за то, чтобы их пустили на свалку, соответственно большинство выгрузит свой мусор в ближайшем лесу.
- Для крупногабаритных отходов (старая мебель, техника и пр.) предусмотрено создание отдельной контейнерной инфраструктуры – это либо «бункер», либо специализированные площадки. Создание таких площадок законодательно закреплено за муниципалитетом. Как временное решение пока таких площадок нет, - это вынести свой крупногабаритный мусор на имеющуюся контейнерную площадку (тот же диван) и, например, через администрацию сделать заявку региональному оператору о наличии такого мусора на определённой площадке.
- Как вывозить строительный мусор?
- На законодательном уровне этот вопрос урегулирован так: поскольку строительный мусор не относится к ТКО, он должен вывозиться по отдельному договору с организацией, имеющей право на вывоз таких отходов, на полигон.
- Но на имеющийся полигон по Братскому тракту не пустят со строительным мусором даже за деньги. Как быть в этом случае?
- Имеющаяся в Тулуне площадка оформлена как место временного накопления ТКО. Туда запрещено принимать иные виды отходов. Строительный мусор к ТКО не относится и складироваться там не может. Это определено 303 приказом Минприроды России. Именно поэтому доступ на имеющуюся площадку был закрыт для других видов отходов. Ближайшие лицензированные полигоны - в Нижнеудинске и в Заларях. Пока другого варианта нет.
- До прихода в наш город регионального оператора в частном секторе у многих имелись свои контейнеры. Вывозились они по договору. Собственники сами следили за чистой вокруг. Почему сейчас так нельзя сделать?
- Было реформирование законодательства. В настоящий момент не предусмотрена возможность индивидуального контейнерного сбора. Возможно, в законодательство будут внесены изменения. Сейчас размещать свои отходы можно только на специализированных оборудованных контейнерных площадках.
- Что можете пояснить по пакетному сбору мусора?
- Сейчас запущен пилотный проект для маломобильных граждан, кто не может от своих домовладений дойти до контейнерной площадки. Есть определённые критерии. Необходимо, чтобы данный человек проживал в одиночестве, чтобы с ним не жили дееспособные граждане, которые могут ему в этом помочь. Плюс нам необходимо предоставить документы, подтверждающие факт маломобильности человека. Если собранный пакет документов соответствует критериям, региональный оператор принимает положительное решение. Плюс если есть физический доступ мусоровоза к данному домовладению (есть проезд), то региональный оператор может оказать такую услугу.
- Как заключать договора индивидуальным предпринимателям, небольшим магазинам? Часть отходов (картон, целлофан, пластик) сдаётся на переработку самостоятельно, остальных отходов не так много.
- У юридических лиц при наличии контейнерной инфраструктуры есть возможность выбирать метод коммерческого учета: факт или норматив. Как правило, факт – это вывезли 1 контейнер в месяц, выставили счёт за один контейнер.
- Многим предпринимателям пришли счета за предыдущие годы по нормативу. Им будут пересчитывать по факту, если сейчас установлено, что от них вывозится 1 контейнер в месяц?
- Если контейнерная площадка, принадлежащая юридическому лицу, не была внесена в реестр регионального оператора, то первое, что нужно сделать – это обратиться к региональному оператору и официально внести её в реестр. Затем региональный оператор может в течение 3-х месяцев вести мониторинг вывоза мусора с данной площадки. Вывоз мусора в течение этого периода должен производиться не реже 1 раза в неделю. Соответственно фиксируется наполняемость контейнера. Затем подготавливается урегулирование за весь период, и возможен перерасчет.
- Если несколько юридических лиц находятся в одном здании, счета за вывоз мусора приходят всем. А контейнерная площадка только одна. Как быть в этом случае?
- Нужно, чтобы площадка была в реестре регионального оператора и счета на неё выставлялись по факту. Далее все юридические лица в данном помещении заключают договор товарищества (в свободной форме), где прописывают, что в данном помещении ответственность за оплату перед региональным оператором несёт только одно юр.лицо. Расчёты между собой (кто в каком размере платит) юр.лица определяют самостоятельно. Регионального оператора о заключении такого договора следует уведомить официально посредством электронной почты, почты России или предоставления документов в офис.
Обсуждался и вопросы обустройства контейнерных площадок, их установки и сохранности. Напомним, на сегодняшний день эти вопросы - обязанность муниципалитета, региональный оператор занимается транспортировкой ТКО к месту хранения.
В целом как отметили все присутствующие, встреча с региональным оператором прошла продуктивно. Эта первая подобная встреча за время проведения «мусорной реформы». Надеемся, что такие встречи станут традиционными, что позволит оперативно разрешать все имеющиеся проблемные моменты в рамках организации по вывозу мусора.