Продолжаем рубрику «Легче предупредить, чем лечить». Темой очередного радиовыпуска стало влияние гаджетов на зрение у детей..
Для всех жителей Тулуна и Тулунского района преподаватели Тулунского медицинского колледжа Ощепкова Наталья Александровна и Кравченко Евдокия Ивановна рассказали об этой серьезной опасности, угрожающей здоровью маленьких тулунчан.
- Наталья Александровна, как Вы считаете, в чем польза или вред гаджетов?
- Дети, перенимая поведение взрослых, очень рано начинают интересоваться гаджетами. В современных условиях смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями позволяют временно занять ребенка.
Но нужно иметь в виду и обратную сторону медали: у ребенка раннего возраста образное мышление еще только формируется, и когда он активно осваивает мир предметов, важно, чтобы при этом были задействованы все органы чувств.
Чтобы понять и запомнить, какой формы кубик и мяч, ему недостаточно увидеть двухмерные изображения -обязательно нужно потрогать, почувствовать ручками грани и ребра кубика, округлую поверхность мяча. Недостаточность гаджетов в развитии ребенка сводится к тому, что ребенок что-то запоминает, но фактически он не усваивает информацию глубоко и качественно.
Использование гаджетов ребенком должно быть ограниченно по времени. Длительное использование гаджетов приводит к сокращению двигательной активности ребенка, ограничению подвижных игр и прогулок ребенка, что повышает риск развития близорукости.
- В чем главная причина пагубного влияния гаджетов на зрение ребенка?
- По данным Роспотребнадзора от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.
Некоторые функции органа зрения сформируются только к 13-14 годам, поэтому очень важно в этот период максимально поддерживать оптимальные условия для его здорового развития.
- Что такое компьютерный зрительный синдром?
- К сожалению, сложно соблюдать в работе рекомендации, касающиеся детей, которые уже учатся в школе, и особенно старшего школьного возраста.
При работе с монитором изменяется одно из важных свойств человеческого глаза – частота моргания. В норме количество моргательных движений должно составлять 12-20 в минуту. При работе за компьютером количество морганий уменьшается в 3-5 раз. В результате происходит испарение слезной пленки, высыхание роговицы и развитие синдрома «сухого глаза» или так называемый «компьютерный зрительный синдром», который характеризуется комплексом жалоб, таких как:
-затуманивание зрения;
- чувство жжения или песка в глазах;
- боли в области глаз или лба, покраснение век и глазных яблок, боли при движении глаз;
-а также возникают боли в шее, плечевом поясе, головная боль.
Появление этих симптомов у детей должно насторожить родителей и быть основанием для обращения за медицинской консультацией.
- Как должно быть организовано рабочее место за компьютером, чтобы избежать негативного влияния на зрение ребенка?
- Компьютерный стол должен быть с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки;
- важно, чтобы ребенок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины;
- верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, так как слишком близкое расположение экрана к глазам вызывает их перенапряжение;
-руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем;
- если ребенок использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них;
- в помещении должно быть хорошее освещение;
- используйте большие шрифты;
- не используйте гаджеты в темных помещениях;
- следите за отсутствием на экране слепящих световых бликов; высокого уровня яркости дисплея.
- через каждые 20-30 мин работы делайте гимнастику для глаз: отводите взгляд от экрана и в течение 20-30 секунд смотреть вдаль.
- Как сделать так, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером?
- К сожалению, взрослые сами невольно подают не лучший пример детям. Родители постоянно могут находиться в телефонах, а ребенка просить отложить свой гаджет. Это не работает, для маленького человека – это явное противоречие. Он скорее примет вашу модель поведения, а не озвученные требования. Важен личный пример родителей по использованию гаджетов и умение договариваться с ребенком. Хорошим вариантом будет совместное времяпровождение по общим интересам.
- Какой вывод можно сделать в сегодняшней беседе?
- Помните, что орган зрения ребенка еще полностью не сформирован;
- обязательно соблюдайте чередование труда и отдыха ребенка, то есть дозируйте время работы с электронными средствами обучения и гаджетами,
- правильно организуйте рабочее место работы за компьютером, чтобы снизить вероятность неблагоприятных последствий.
- стремитесь найти время активного отдыха вместе с ребенком!
Берегите своих детей!
Руководитель проекта «Легче предупредить, чем лечить»,
преподаватель ОГБПОУ «Тулунский медицинский колледж,
Е.И.Кравченко