Top.Mail.Ru
Главная > Новости > ОХРАНА ТРУДА. Оценка...

Новости

ОХРАНА ТРУДА. Оценка профессиональных рисков – право или обязанность работодателя?

26 августа 2022 г.

Реформа трудового законодательства РФ в сфере охраны труда, произошедшая в 2021 – 2022 г.г. усовершенствовала многие вопросы охраны труда.

Ранее существующая система и принципы охраны труда, которые были основаны на установлении требований, исчерпали свою эффективность. Теперь возникла необходимость анализировать и оценивать не столько уже случившиеся события, сколько потенциальные угрозы и опасности для работника.

В результате Минтрудом реализован переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, к предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.

Оценка профессиональных рисков в обновленном разделе Трудового кодекса стала одной из многочисленных обязанностей работодателя в сфере труда. Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности обязанпровести процедуру оценки и управления профессиональными рисками.

Не смотря на подробное изложение понятия профессиональных рисков в статье 218 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к порядку проведения данной процедуры у работодателя возникает ряд вопросов.

Для чего проводится оценка проф.рисков? Может ли работодатель самостоятельно провести оценку профессиональных рисков? Каков порядок её проведения? Что делать с результатами оценки профессиональных рисков?

Попробуем кратко разобраться в данных вопросах с учетом требований установленного законодательства.

Для чего проводится оценка профессиональных рисков? – Во-первых, для управления этими рисками на системном уровне, т.е. с целью выявления опасностей, для оценки профессиональных рисков и дальнейшего снижения их уровня. Проще говоря, чтобы обнаружить и исключить опасные или вредные виды работ (процедур, процессов, сырья, материалов, оборудования и т.п.) либо заменить на менее опасные виды работ.

Во-вторых, работодатель должен знать все профессиональные риски, которые он создает для работников. Именно эта информация должна быть основной при планировании мероприятий по охране труда, проводимых инструктажах, в ходе которых работник должен быть осведомлен о рисках, существующих на его конкретном рабочем месте.

В-третьих, если работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, основными элементами которой являются процедуры оценки и управления профессиональными рисками, то он сможет в полной мере обеспечить безопасные условия труда для своих работников, снизив уровень травматизма в организации до нуля.

Может ли работодатель самостоятельно провести оценку профессиональных рисков?

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную

организацию или провести процедуру своими силами. Если работодатель принял решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры. Стоит отметить, что данный вопрос работодателю потребуется подробно изучить с учетом всех нормативно-правовых актов.

Как провести оценку профессиональных рисков?

В силу ст. 217 ТК РФ каждый работодатель должен создать у себя систему управления охраной труда и обеспечить ее функционирование. Система представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждено Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н (далее – Примерное положение № 776н). Основным элементом этой системы становится управление профессиональными рисками.

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Сама процедура оценки рисков в законодательстве не установлена, что дает право работодателю самостоятельно разработать алгоритм проведения оценки. Однако, Минтрудом разработаны рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 36 (далее – Рекомендации № 36).

Также законодательно не регламентируются и методы, с помощью которых работодатель будет оценивать уровни профессиональных рисков. Как сказано в п. 22 Примерного положения № 776н, эти методы каждой организации предстоит определить самостоятельно – с учетом характера своей деятельности и выявленных опасностей. Опираться можно на Рекомендации по выбору методов, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.12.2021 № 926 (далее – Рекомендации № 926). В них подробно описываются условия, которые надо учесть при выборе метода. Минтруд предлагает выбрать из 15 методов, поименованных в документе. Они рассчитаны на организации разного масштаба и профиля деятельности. В список вошли, например, контрольные листы, матричный метод, анализ причинно-следственных связей, методы «дерево решений», «что, если?», оценка риска получения профзаболевания, анализ эффективности затрат. Но работодатель, исходя из своей специфики, вправе разработать собственный метод (п. 4 Рекомендаций № 926).

Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки. По результатам оценки рисков работодателю необходимо составить их перечень в зависимости от уровня каждого риска. Для того чтобы уменьшить риски, необходимо устранить или сократить факторы опасности. Для этого проводятся мероприятия по снижению уровня риска. После этого необходимо составить план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.

Мониторинг профессиональных рисков в последующем должен проводиться регулярно – останавливать этот процесс нельзя. Работодателю также следует осуществлять мониторинг действующих защитных мер, чтобы понимать, продолжает ли эта система мер оставаться эффективной, по-прежнему ли действенны мероприятия по снижению уровней рисков.

Эту работу надо вести на регулярной основе, и отказаться от нее нельзя. Иначе работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований охраны труда.

В связи с вышеизложенным, администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» предлагает работодателям консультирование по вопросам проведения оценки профессиональных рисков, а также по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере труда, с которыми работодатели могут обратиться по адресу: г. Тулун, ул. Ленина, 99 (каб. №12, отдел труда), или по телефону: 8(39530) 41-0-56.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.