Рано или поздно работодатель, столкнувшись с организацией охраны труда в организации, приходит к вопросу улучшения условий охраны труда. В лучшем случае к этому приводит анализ состояния условий охраны труда, который проводит сам работодатель, или специальная оценка условий труда, которая выявляет вредные условия труда на рабочих местах. В худшем случае к этому привет несчастный случай, произошедший на производстве, либо поверка государственной инспекции по труду. Так или иначе, работодатель будет вынужден оценить состояние условий труда в организации и разработать комплекс мер по улучшению этих условий.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлены основные принципы, размеры и источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Кроме этого законодательством определен типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. № 181н. Основными из мероприятий являются:
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, как правило, осуществляется в рамках социального партнерства, то есть предполагает участия в процессе планирования сторон работодателя и работников. Поэтому предложения от работников по включению в план мероприятий, улучшающих условия труда, работодатель должен рассмотреть в общем порядке. Также мероприятия могут быть запланированы и оформлены соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников.
Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.
Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ. Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого ежегодно утверждаются Минтрудсоцзащиты России.
Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на: проведение специальной оценки условий труда; обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.); приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.
При этом основанием для возможности использования финансового обеспечения предупредительных мер будет утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.