Попытка лишить себя жизни или самоубийство, рассматривается как ведущая причина смерти во всём мире.
Согласно мировой статистике, ежегодно около 12,7%детей и подростков ставят точку в своей жизни и ещё 10% пытаются это сделать. Анализ материалов уголовных дел, проведённый Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних связан с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих. За каждым случаем суицида стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов на свои проблемы.
При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:
Демонстративное поведение чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение-попытка повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение- чаще повешение.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Ошибка многих родителей состоит в том, что они считают детей своей собственностью. Зачастую дети в семье не получают эмоциональной теплоты, ощущают себя лишними, виновными во всех семейных проблемах. Иногда причиной суицида является ревность к родившемуся брату(сестре), т.к. поток обожания внезапно переносится на нового человека и суицид как последняя попытка обратить на себя внимание: «Вот теперь меня все полюбят». Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Признаками эмоциональных нарушений таких детей являются:
-потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
-частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
-необычно пренебрежительное отношение к своей внешности;
-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
-ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
-погруженность в размышления о смерти;
-отсутствие планов на будущее;
-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
-напряжение адаптации;
-расстройства эмоциональной и поведенческих сфер;
-широкий спектр наследственных и приобретённых заболеваний;
-трудности обучения в школе;
-наличие акцентуаций характера (сильно выраженные особенности характера, которые находятся на границе с психопатиями);
-напряжённость сферы общения и другие.
Почти каждый, кто всерьёз думает о самоубийстве, так или иначе, даёт понять окружающим о своём намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно, они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные (противоречивые) чувства. Они испытывают безнадёжность, и в то же самое время надеются на спасение.
Предотвращение суицида состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности, это нелегко, т.к. питательной средой суицида является секретность.
Взрослым необходимо знать особенности детской суицидальности, это позволит определить основные направления её превенции и коррекции.
Педагоги-психологи МБОУ «СОШ №25»
Болохина Л.И., Плетнёва Л.Г.