Top.Mail.Ru
Главная > Новости > Социально-психологическая...

Новости

Социально-психологическая проблема общества и личности

19 января 2018 г.

 Попытка лишить себя жизни или самоубийство, рассматривается как ведущая причина смерти во всём мире.

Согласно мировой статистике, ежегодно около 12,7%детей и подростков ставят точку в своей жизни и ещё 10% пытаются это сделать. Анализ материалов уголовных дел, проведённый Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних связан с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих. За каждым случаем суицида стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов на свои проблемы.

При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

Демонстративное поведение чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение-попытка повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение- чаще повешение.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Ошибка многих родителей состоит в том, что они считают детей своей собственностью. Зачастую дети в семье не получают эмоциональной теплоты, ощущают себя лишними, виновными во всех семейных проблемах. Иногда причиной суицида является ревность к родившемуся брату(сестре), т.к. поток обожания внезапно переносится на нового человека и суицид как последняя попытка обратить на себя внимание: «Вот теперь меня все полюбят». Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Признаками эмоциональных нарушений таких детей являются:

-потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

-частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

-необычно пренебрежительное отношение к своей внешности;

-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

-ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;

-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

-погруженность в размышления о смерти;

-отсутствие планов на будущее;

-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

-напряжение адаптации;

-расстройства эмоциональной и поведенческих сфер;

-широкий спектр наследственных и приобретённых заболеваний;

-трудности обучения в школе;

-наличие акцентуаций характера (сильно выраженные особенности характера, которые находятся на границе с психопатиями);

-напряжённость сферы общения и другие.

Почти каждый, кто всерьёз думает о самоубийстве, так или иначе, даёт понять окружающим о своём намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно, они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные (противоречивые) чувства. Они испытывают безнадёжность, и в то же самое время надеются на спасение.

Предотвращение суицида состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности, это нелегко, т.к. питательной средой суицида является секретность.

Взрослым необходимо знать особенности детской суицидальности, это позволит определить основные направления её превенции и коррекции.

 

Педагоги-психологи МБОУ «СОШ №25»

Болохина Л.И., Плетнёва Л.Г.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.