Первичная ветеранская организация микрорайона «Центральный» под руководством председателя Василюгиной О.В. совместно с депутатами Думы городского округа (Рендоренко А.И., Кусый В.Е., Егоров Ю.П., Чижкова И.И., Абрамова Е.Е.) на протяжении всего юбилейного 2017 года поздравляли наших долгожителей с юбилейными датами 90-летия, 95-летия и со 102-летием. Пятнадцать юбиляров получили поздравления от президента РФ В.В.Путина, администрации города Тулуна, городского Совета ветеранов. Подвела итоги юбилейного года своим 90-летием Остякова Валентина Андреевна.
Валентина Андреевна вспоминает: «Мама рассказывала, что родня отца приехала из Белоруссии в конце 18 века. Поселились в д. Афанасьево. Отец, Андрей Ефремович Захаренко, был грамотным человеком, работал прорабом на железнодорожном мосту, который пролегал через реку Ия. Женился на маме, Анне Васильевне. В семье росло шестеро ребятишек. Когда папа работал инженером на винокуренном заводе в п. Иннокентьевск, его крепко его подставили, ложно обвинив в произошедшем на заводе пожаре. Отец пошёл "отбывать срок". Мы с мамой в то время жили в д. Кокучей. Она работала водовозом. У нас был домик, хозяйство, которое нас кормило. Отец, вернувшись с тюрьмы, решил, что нужно ехать за счастливой долей и завербовался на прииски «Бирюса» (Нижнеудинский район). Вся семья отправилась вслед за ним. Золотые прииски уже были все переработаны. Отца после пребывания в тюрьме сильно беспокоили ноги. И вот в один из дней, как сейчас помню, стояли мы с лотками, мыли породу, выискивали золотые пылинки, как мама нам сообщает, что отца увезли в больницу в Иркутск. Больше мы его и не видели… Через какое-то время мы вернулись в Тулун. Тяжело было нашей маме, помощи ждать было не от кого. Мне кажется, что мама была вынуждена "ходить по миру".
Во время войны старшего брата Василия призвали на Восточный фронт. Меня мама отдала в помощники в семью дальних родственников, проживавших по ул.Тухачевского. У главы семейства жена с дочерью умерли от туберкулеза и ему нужны были помощники. Я жила, помогала, а соседи меня жалели: «Опасно здесь оставаться, заболеешь». Я ушла. Приняли меня в артель «Коммунарка», в цеха по работе с деревом (сейчас на этом месте рынок «Народный»). Там же дальние родственники Пушмины отвели мне уголок в избушке, где через перегородки жили еще две семьи. Потом умерла мама. Братья пошли учиться в ФЗУ, а младших сестренок мне пришлось отдать в детский дом, с условием, как только встану на ноги, то я их заберу.
В артели мы работали с деревом. Высушивали материал, пилили на болванки, при помощи топоров и ножей вырезали ложки, затем шлифовали их. Я к работе подходила ответственно и меня перевели в механический цех, поставили к станкам на распил бревен. Пилы здоровенные крутятся, толкают бревно. Две маленькие девчонки, лет 12-13, поддерживают это бревно, хотя почти не достают. Здесь в цехах мы делали телеги, вытачивали сборные части для неё, а потом собирали. Потом перебросили на ковку подков для лошадей. Мальчишки держали, а я молотом стучала по подкове. После этого по поручению комсомола топили печки на лесозаводе. Помню, бежим по степи до переправы через речку, а там уже у кочегарки ждут нас чурки в три обхвата. С девчонками одну на другую водрузим, в щель клин вставим и молотом стучим, чтобы на две плашки разрубить, затем их поменьше рубим и носим в кочегарку, топим печку. Так уработаемся… Один раз, возвращаясь домой по степи, промахнулись ориентира – Дома пионеров – и ушли к стальмосту (железнодорожный мост). Там нам подсказали, как добраться до центра. А одежда была ветхая, валенки худые, чаще обувь делали сами на деревянной подошве. И было нам 13-15 лет. Но не унывали. А когда начиналось лето, в городском саду играла музыка. Находясь в «Коммунарке» у станка, было хорошо слышно те мелодии, от которых пускались в пляс ноги, душа ныла… Если бы маленько оправиться, то я бы и сейчас не прочь потанцевать…Городской сад был огорожен забором, кто-нибудь из парней отрывал доску и мы все ныряли туда. А там еще на танцплощадку нужно было попасть. Пары кружили в вальсе, девчата – из тыла, парнишки – с фронта.
Война закончилась. Брат Василий пришел с фронта с медалями. Меньшие братья после окончания ФЗУ разошлись в разные стороны. Михаил был призван в армию и стоял в почетном карауле у мавзолея Ленина, а другой брат пошел по скользкому пути. Познакомилась я с фронтовиком из д. Гадалей Иннокентием Гавриловичем Остяковым. Поговорили по душам, сердца нашли родственные души, и мы решили пожениться. Более 50 лет прожили душа в душу. Иннокентий Гаврилович работал участковым, в милиции, затем в тюрьме… Я ему рассказала, что в трудный момент жизни мне пришлось отдать сестренок в детский дом, пообещав, что заберу. Он меня поддержал, поехал в Иркутск и забрал из детдома сестер. Надю устроили в швейпром, Галю – в магазин.
Семейству от милиции дали уголок по ул. Тухачевского в доме, где размещалось семейство Штейман Александра Самуиловича и Любовь Федоровны Овчинниковой. А затем мы переехали в дом по этой же улице, рядом с нами проживали Сафоновы, Яшкины, Костюнины».
Валентина Андреевна последние 20 лет до пенсии проработала в поликлинике (магазин «Слобода»). Отмечена многими грамотами и медалями: «Ветеран труда», «За доблестный труд во время войны» и многими юбилейными наградами.
Н.Устинова член городского Совета ветеранов