Top.Mail.Ru

Работодатель требует оформить самозанятость: как поступить?

Почему самозанятый удобен работодателю?

Самозанятый сотрудник платит налоги самостоятельно – 4% от суммы дохода в случае работы с физическим лицом и 6% – при взаимодействии с компанией или ИП. В общем порядке самозанятый не может рассчитывать на выплату больничных, декретных или отпускных. Также самозанятость не предполагает накопление пенсионного стажа и баллов. Все это – дополнительные «опции», которые самозанятый может «докупить».

Работодателю выгодно сотрудничать с самозанятыми, поскольку так он может сэкономить на налогах и социальных взносах. Ему не нужно делать обязательные отчисления на единый налоговый счет (ЕНС) – на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (ОМС), а еще делать страховые взносы от несчастных случаев (НСиПЗ).

Если человек работает в организации полный рабочий день, имеет регламентированный рабочий распорядок, рабочее место и т. д., то ему невыгодно иметь статус самозанятого, коим он и не является. Сотрудник, имея такую форму взаимоотношений, берет на себя оплату всех налоговых взносов. Также, если в его организации предусматривается, например, дополнительное медицинское страхование (ДМС) и прочие льготы, то он лишается так называемого «социального пакета».

Кроме того, самозанятость не предполагает выплату аванса и зарплаты в обычном понимании. Оплата производится по факту выполненной работы. Если заданий нет, то нет и денег. Расторгнуть отношения с самозанятым также гораздо проще, чем с сотрудником, который оформлен, например, по бессрочному трудовому договору. Второй вариант требует обоснования решения, а также выплату компенсаций, например, за неиспользованный отпуск. В случае с самозанятым отношения расторгаются одним днем без каких-либо выплат.

Также стоит учитывать, что самозанятый не может рассчитывать на получение налогового вычета, например, после приобретения недвижимости или оплаты дорогостоящего лечения. Дело в том, что налоговый возврат распространяется только на плательщиков налога на доходы физических лиц (НДФЛ), коим самозанятый не является.

В каких случаях самозанятость возможна?

Иногда самозанятость может быть приемлемым вариантом как для работодателя, так и для сотрудника. К примеру, если человек уже защищен социальными гарантиями – у него есть основное место работы, где он трудоустроен по бессрочному трудовому договору. Работодатель платит за него социальные отчисления. Кроме того, в пользу такого сотрудника идет начисление пенсионного стажа и баллов.

В этом случае человек может согласиться на самозанятость на втором месте работы. В обмен на соблюдение этого условия можно попросить более высокую оплату оказанных услуг. Это логичное решение, поскольку работодатель экономит на социальном обеспечении сотрудника. При этом сам сотрудник обязан платить НПД, а при желании может использовать прибавку для самостоятельной уплаты социальных взносов.

При этом важно, чтобы самозанятость оформлялась не для «галочки», а человек действительно соответствовал этому статусу. К примеру, видеооператор, который самостоятельно производит съемку возведенных объектов для строительной компании, может быть самозанятым, а прораб, у которого есть своя бригада для ремонта помещений, – нет.

Если работодатель настаивает?

Работодатель не может требовать от потенциального сотрудника оформить статус самозанятого. Это может звучать только в качестве предложения, если деятельность человека подпадает под это определение. Впрочем, уличить нанимателя в злоупотреблении будет непросто, поскольку он вправе отказать человеку без объяснения причин.

Увольнять действующего сотрудника и тут же принимать его в качестве самозанятого работодатель не имеет права.

Законодательством установлено, что между увольнением и заключением договора по оказанию услуг с плательщиком налога на профессиональный доход (НПД) должно пройти минимум два года. Это значит, что до истечения этого срока самозанятый не сможет состоять в трудовых отношениях со своим бывшим работодателем.

Проверить этот факт ФНС довольно просто, поскольку самозанятый при формировании чека по доходам от юрлица или ИП указывает ИНН плательщика. Этот чек автоматически уходит в налоговую. Когда ФНС выявит такое нарушение, работодателю придется уплатить и НДФЛ, и страховые взносы с зарплаты работника, а также пени и штрафы до 40% от невыплаченной суммы налогов (ст.122 НК РФ) плюс административный штраф до 100 тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Работник вправе отказаться от предложения работодателя по оформлению самозанятости без объяснения причин. Если же наниматель будет продолжать оказывать давление, то можно подать на него жалобу в трудовую инспекцию либо обратиться в суд в случае неправомерного увольнения.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.