1. Умопомрачительные скидки по ложной ссылке
В чем суть обмана: мошенники часто рассылают людям заманчивые предложения по электронной почте, через соцсети и мессенджеры — обычно они активизируются перед праздниками и в периоды распродаж. В их сообщениях всегда есть ссылка, по которой можно купить товар с дополнительной скидкой. Но вместо сайта реального магазина она ведет на сайт-двойник. С его помощью преступники воруют деньги и данные карт доверчивых покупателей.
Как стоит поступать: когда вы получаете сообщение от знакомой компании, внимательно проверьте отправителя. Аватарка с логотипом компании не гарантирует, что вам пишет представитель настоящего магазина. А если адрес хотя бы одним символом отличается от официальной почты организации, письмо лучше сразу удалить.
Не торопитесь переходить по ссылкам от незнакомцев. Вы рискуете попасть на фишинговый сайт — клон настоящего магазина.
Лучше всего самому зайти в приложение или на официальный сайт магазина — персональные скидки вы увидите после авторизации. При этом ни по каким ссылкам переходить не придется.
Если вы все же оказались на поддельном сайте и ввели там реквизиты карты — лучше немедленно ее заблокировать и перевыпустить. Иначе велика вероятность, что мошенники снимут с нее все деньги. При этом банки не компенсируют потери, так как вы сами нарушили правила безопасности и передали данные карты мошенникам.
2. Заботливая, но фальшивая техподдержка
В чем суть обмана: в группах маркетплейсов в соцсетях преступники выискивают людей, которые жалуются на проблемы с заказами, и точечно обрабатывают таких покупателей.
Форма возврата, которую присылают аферисты, на самом ведет на поддельную страницу банка. Поскольку они не просят денег, а наоборот — обещают возврат, люди теряют бдительность и выдают секретные реквизиты карты.
Как стоит поступать: общайтесь со службой поддержки только в проверенных каналах — в чате приложения или сайта маркетплейса. Если решите использовать дополнительные каналы связи, используйте только те, что указаны на официальной странице магазина.
Не передавайте никому полные данные карты — срок действия, три цифры с оборота — ни в каких соцсетях и мессенджерах. Тщательно проверяйте адреса сайтов, на которых вас просят ввести свои данные.
3. «Угон» аккаунта
В чем суть обмана: преступники могут взломать почту и с ее помощью войти в аккаунт на маркетплейсе. Набрать фейковых заказов в своей фирме-однодневке. Все оплатить картой, которая была в аккаунте. Если каждая покупка не превышает 1000 рублей, коды подтверждения операций от банка не потребуются.
Как действовать: когда заказы оформлены от вашего имени на настоящем маркетплейсе, просто отмените их. Некоторые площадки берут комиссию за отказ от товаров — в таком случае напишите в поддержку и подробно расскажите, что произошло. Требуйте проверить поставщика и полностью вернуть вам деньги.
Возникнут проблемы с возвратом — подайте жалобу на маркетплейс в Роспотребнадзор. Если это не поможет, остается обращаться в суд.
Чтобы избежать подобных проблем, используйте для электронной почты сложный пароль. Лучше брать комбинации не меньше восьми символов — с цифрами, прописными и строчными буквами. Для каждого аккаунта на сайтах магазинов, банков и других организаций создавайте свой пароль.
Стоит завести отдельную карту для интернет-покупок и каждый раз переводить на нее нужную сумму прямо перед оплатой. Или вообще не сохранять данные карты для оплаты в разных сервисах и магазинах — просто вводить их перед каждой покупкой.
И уж точно не нужно привязывать к сайтам кредитки. Если профиль с такой картой взломают, есть риск остаться не просто без денег, но и в долгах.
4.Легкий заработок
В чем суть обмана: преступники часто завлекают людей в свои сети обещаниями дистанционной работы и высоким заработком. Задачи могут быть самыми разными, – к примеру, оформлять заказы на сайте маркетплейса, затем отменять их. Якобы это повышает рейтинги выбранных продавцов и самой торговой площадки, и маркетплейс готов оплачивать такие услуги.
Чтобы убедить человека, что работа настоящая, мошенники могут поначалу даже перечислить ему небольшую «зарплату». Но как только жертва пополнит «депозит» на крупную сумму — эти деньги уже не вернутся.
Как действовать: не верьте обещаниям высокого заработка за неквалифицированный труд без опыта работы. Обращайте внимание на список обязанностей: расплывчатые формулировки — явный признак обмана.
Если потенциальный работодатель выходит с вами на связь в мессенджере или через соцсети, уточните, есть ли информация о вакансии на сайте компании или популярных ресурсах для поиска работы. Впрочем, иногда даже на известных рекрутинговых сайтах попадаются ненастоящие объявления — так что не теряйте бдительности на собеседованиях.
И, главное, не связывайтесь с людьми и компаниями, которые просят внести плату за регистрацию в их сервисах, перечислить «страховой взнос» или купить что-то, чтобы начать работать. Почти наверняка это мошенники.