Согласовано
Председатель Комитета по управлению
муниципальным имуществом
администрации городского округа
____________________Наговицына А.А.
Доклад
О результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа муниципального земельного на территории муниципального образования – «город Тулун» за 2022 год.
Контроль за соблюдением требований земельного законодательства на территории муниципального образования – «город Тулун» осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа (далее – Комитет) в соответствии с:
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
3. Решением Думы городского округа седьмого созыва от 23.12.2021 г. №
40-ДГО «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в муниципальном образовании – «город Тулун».
Предметом муниципального земельного контроля, осуществляемого Комитетом является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельного отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность и исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Объектами муниципального земельного контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) земельные участки, расположенные в границах муниципального образования «город Тулун».
При проведении муниципального земельного контроля Комитет осуществляет контроль за соблюдением следующих требований:
- обязательных требований о недопущении самовольного занятия объектов земельных отношений, в том числе использования объектов земельных отношений, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
- обязательных требований об использовании объектов земельных отношений по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- обязательных требований, связанных с обязательным использованием объектов земельных отношений, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течении установленного срока;
- исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.
Штатная численность должностных лиц Комитета, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, по состоянию на 31 декабря 2022 года составляет 2 человека.
В период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года муниципальный земельный контроль осуществлялся в форме контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемыми лицами (выездная проверка) и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).
За период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом проведено 14 контрольных (надзорных) мероприятий, из которых 10 составили мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами.
В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 3 нарушения требований, установленных земельных законодательством. В рамках проведения профилактических мероприятий направлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства.
Наиболее распространенными случаями нарушения обязательных требований являются:
- использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (статья 8.1 Гражданского кодекса РФ, статья 25 Земельного кодекса РФ);
- использование земельных участков на основании прав, возникших силу закона, но не зарегистрированных в установленном законодательством порядке (статья 26 Земельного кодекса РФ);
- использование земельного участка не в соответствии с установленным назначением и (или) разрешенным использованием (статья 42 Земельного кодекса РФ).
Основными причинами нарушений обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельных участков (использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав) являются:
- получение выгоды за счет уклонения от платы за использование земельных участков в виде земельного налога, арендных платежей, включая затраты необходимые для приобретения земельного участка на каком-либо праве;
- не проведение кадастровых работ по установлению границ на местности или уточнению границ земельных участков, наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в отношении установленных границ земельного участка.
Основными причинами нарушения обязательных требований в использовании земельных участков при отсутствии зарегистрированных прав является нежелание нести затраты на проведение кадастровых работ, сбор и подачу документов для проведения государственной регистрации права, и дальнейшую уплату земельного налога, а также отсутствие в нормативно правовых актах Российской Федерации сроков в течении которых необходимо осуществить регистрацию прав.
Причины совершения правонарушений, связанных с использованием земельных участков не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
получение конкурентных преимуществ и материальной выгоды в связи, с заниженной кадастровой стоимостью земельного участка по сравнению с кадастровой стоимостью земельного участка в случае привидения разрешенного использования в соответствии с его фактическим использованием;
- существующие ограничения, установленные градостроительными документами, при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Проблемные вопросы организации и осуществления муниципального земельного контроля
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного (надзора), муниципального контроля» установлены ограничения на проведение плановых проверок в 2022 году.
Внеплановые проверки (мероприятия) в 2022 году проводятся только по определенному перечню оснований. Например, по согласованию с прокуратурой при угрозе:
- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; – обороне страны и безопасности государства;
- возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. В соответствии с абзацем 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного (надзора), муниципального контроля» продлевается срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 г. и действующих на эту дату. Он автоматически увеличивается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Срок продления исполнения предписания может быть увеличен по ходатайству (заявлению) контролируемого лица, направленному в Комитет не позднее предпоследнего дня срока, установленного предписанием.
В связи с установленными ограничениями на проверки Комитетом контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами не проводятся.
Таким образом, в 2022 году Комитетом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом. При выявлении нарушения должностными лицами комитета по управлению муниципальным имуществом принимаются меры по их предупреждению и профилактике. Выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства.